Главная
Новости
Звук
Впечатления
Ссылки
Гостевая книга
О сайте


Интернет-магазин "Озон"

Люблю я авторскую песню...

               Люблю я авторскую  песню
              Сидишь с  друзьями у костра,
              И все,  блин, рядом,  все, блин, вместе
              И так - до самого утра.

Фото из книги И.Каримова История Московского КСП

  Эти строчки уже перестали быть всеобъемлющей  характеристикой жанра  в  плане его камерности. Кроме того, мне не кажется правильным  автоматическое пристегивание   авторской песни к рюкзаку и палатке.  Нет-нет,  я не собираюсь утомлять Вас попыткой определения  -

              Каждый  пишет, как он слышит,
              Каждый слышит, как  он дышит.
              Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить....

 Нравится не нравится  -  это вопрос другой. Для тех, кому нравится -   ежегодный многотысячный  Грушинский фестиваль в Самаре,  Казань и Великие Луки, Загорск и Екатеринбург.... -  это в пределах России.  Кроме того - Украина, Беларусь, Казахстан  - в ближнем зарубежье. Дважды в году на берегу Кинеретского озера в Израиле      фестиваль «Дуговка»  -   поют чаще  по-русски,  реже -  на иврите, и  многие имена, знакомые по той же Грушинке,  так странно и грустно звучат с добавлением   городов - Хайфа, Иерусалим....
Уже несколько лет  в мае проходит фестиваль авторской песни в Калифорнии.
 Поймите меня правильно, этот жанр - не интересная возня маленькой  прослойки, в силу обстоятельств широко разбросанной по белу свету.  Каждая из этих песен - маленький спектакль  на минимально оборудованной сцене, без пиротехнических эффектов. И главную роль в этом спектакле играет Поэзия -  обманчиво простая и фантастически сложная.
Роль  автора самого по себе  становится, как ни печально, тем  меньше, чем известней та или иная песня.  Александру Городницкому  однажды показали могилу автора песни « На материк, на материк ушел  последний караван».  Песни Галича путают с песнями Высоцкого,  а старый анекдот о том, как Борман напевает Мюллеру «Лыжи у печки стоят...»   не всем  понятен, так как многие не знают,  что  актер, сыгравший Бормана, Юрий Визбор и автор   песни о лыжах - одно и то же лицо.
О том, что  народная песня «Я был батальонный разведчик» имеет автора - Алексея Петровича Охрименко,   знают  немногие.
Только недавно, копаясь в интернете, я выяснила, что создателя «Вальса в ритме дождя», исполняемого  уже несколькими поколениями, зовут Ноях Лисица и живет он, увы, в Калифорнии.                
Нужно  отметить, что сами авторы относятся  к этому весьма спокойно. Тот же Городницкий,  когда его песни приписывают Визбору, приговаривает: лишь бы Визбор не обиделся. А Юлий Ким, чья песня «Губы окаянные»  была однажды объявлена русской народной,  гордо отвечал на телефонные звонки фразой «русский народ слушает».
 Теперь о том, что касается камерности жанра или нужны ли авторской песне стадионы.  Кстати,  Розенбаум и Макаревич  эти самые стадионы собирают, и пусть бросит в меня камень тот, кто скажет, что это - не авторская песня. Так вот, проблема  отсутствия менеджмента,  как некого пункта централизованной продажи авторской песни, была и остается.  Эстрадный исполнитель, успешно выступающий на сцене, рано или поздно  попадает в поле зрения  продюсера. Механизм «раскрутки» уже наработан для многих  жанров  эстрады,  но совершенно не выработан для авторской песни, в которой основной целью воздействия на аудиторию является     сфера мысли. Проще говоря,  над тем, что поют барды, думать надо. Даже если губы слушателя  вслед за поющим сами повторяют  с детства знакомое « А я еду, а я еду за туманом, за туманом  и за запахом тайги.» Здесь будет уместным рассказать   историю, не типичную  для  вышеупомянутого наработанного механизма.  В 1998 году  появился сборник «Песни нашего века»   -  19  песен, в числе которых -   «Ваше благородие» Окуджавы и  «Атланты» Городницкого, «Милая моя» Визбора и  «Амазонка» Берковского, «Черное море» Юлия Кима и многое другое.  Эти песни были   отобраны как наиболее известные.   Среди исполнителей - Сергей Никитин  и Олег Митяев. Виктор Берковский, Алексей Иващенко и Георгий Васильев,  известные как дуэт «ИВАСИ».
Десять человек собрались и спели хором то, что мы  с  Вами пели с детства. Эффект превзошел все ожидания.   Битком набитые залы,   пиратские диски,  выпуск которых - первое доказательство популярности проекта. И люди  - люди, плачущие и  поющие  все песни  от первой до  последней.  Летом 1999 года мне позвонила приятельница, живущая в США, потрясенная тем, что «ЭТИ» ( так непочтительно отозвалась не поклонница  авторской песни о  коллективе «Песен нашего века»)  с аншлагами работают на Бродвее.  А  Вы говорите, у костра!
    «Песни нашего века»  - это  макропроект,  роль которого во многом  связана с  продвижением жанра как такового, но не следует занижать роль и каждого отдельного представителя жанра. Каждый из  пишущих и поющих авторскую песню - наследник былинного Баяна. Самое сложное  в  этой песне - пожалуй, интонация. Интонация авторской песни и есть фактор, провоцирующий зрителя и слушателя на общение.
 Не случайно сегодня по стране все больше так называемых клубных  точек -  залов небольшого объема, ресторанчиков и баров, где проходят ежедневные творческие встречи. Я  не оговорилась,  именно творческие встречи. В  заведениях, где традиционно играет «живая музыка», эта музыка выполняет роль фона, на котором происходит процесс   принятия и переваривания пищи. Бард-кафе, которых только по Москве сегодня   больше десяти - совсем   другая история. Когда  на сцене  его величество автор, никому в голову не приходит  заняться собственной тарелкой. Если Вы спросите, почему, я, скорее всего, не отвечу. Могу только, ссылаясь на собственные наблюдения,  утверждать, что   и  Александр Городницкий  и Вероника Долина  не отказываются от выступлений на  таких вроде бы маленьких сценах. Может быть, это связано с тем, что конкретные впечатления и эмоции каждого конкретного зрителя чрезвычайно важны автору,  и именно на небольших площадках и происходит некий диалог между  сценой и залом.
    Многие полагают, что авторская песня - один из атрибутов туризма. Многие, в свою очередь, считают, что жанр авторской песни - отживающее свой век наследие шестидесятых  годов.     Булат  Окуджава  определял авторскую песню как способ исполнения стихов. Споря с Булатом Шалвовичем,  Александр Кушнер  утверждает, что поэзия не нуждается в гитарной подпорке. Кто из них прав - Бог  им судья. Поэзия Окуджавы существует  и  с гитарой и без гитары, хотя читая стихи Окуджавы, невольно слышишь  его прочтение, и вероятно невозможно произнести «Последний  троллейбус плывет по Москве»,  не вспоминая   при этом мелодию.  А на стихи  Кушнера написано множество песен вопреки его собственной концепции.  Сложно определить, когда  начинался жанр как таковой -  культура баллады в каждом языке насчитывает много веков,  Игорь Северянин  публично пел  свои стихи в начале века , Михаил Анчаров  сочинил  песню на стихи Александра  Грина в конце 30-х годов.  Шестидесятые  годы 20 века - это Галич и Высоцкий, Окуджава и Анчаров,  Визбор и  Матвеева, которых  объединяла невостребованность официальной культурой, поэтому  их  концерты чаще всего проходили в чьих-то квартирах, их  записи тиражировал знаменитый магнитофон системы Яуза, их сборники существовали в списках, а их симфонические оркестры сводились к одной-единственной гитаре.  Зарубежные записи  - французские диски Окуджавы и Высоцкого  - скорей  исключение из правил, заслуживающее отдельного вопроса без ответа: кто  кроме человека, говорящего и думающего по-русски может  понять, о чем грустит  Окуджава и  почему надрывает душу  Высоцкий.
  Современные наследники Окуджавы и Высоцкого находятся в положении, в чем-то  более выигрышном, а в чем-то -  наоборот.  Поете Галича, пишете песни на стихи Коржавина  - пожалуйста, никто Вас не арестует, и «антисоветскую агитацию» Вам не пришьет.  Но -  конкуренция стала жесткой. И направлений  в жанре авторской песни прибавилось.
Из тех, кого любят и поют уже много лет, ныне здравствуют и творят -  Вадим Егоров и Александр Дулов, Александр Мирзаян и Александр Городницкий, Виктор Берковский И Сергей Никитин, Новелла Матвеева и Юрий Кукин. Они тоже очень разные -  Егоров,  Городницкий и Матвеева пишут песни на собственные стихи, их аккомпанемент - в основном  только гитара. Берковский, Дулов и Никитин - авторы  музыки, Мирзаян - автор стихов и сочинитель песен на стихи Бродского и Сосноры, Кузнецова и Хармса, а о Мирзаяновской  манере игры на гитаре слагают легенды.
Кроме того, замечу, что время от времени  всплывает  вопрос  «кому  он нужен, этот Васька» – в смысле  авторской песни. Мне. Вам. Нам. А между прочим, в отличие от попсы, которую нам частенько насильственно впихивают в уши радиостанции, телеканалы и прочие, кто занимается так называемой ротацией, авторскую песню слушает  целевая аудитория.  Включив радиоприемник, вряд ли  на нескольких волнах сразу услышишь «Давайте восклицать» или «От злой тоски не матерись». Еще намучаешься кувыркаться, прежде чем где-нибудь это поймаешь. Вот и слушают только те, кто хочет услышать. Я уже не буду говорить о том, что мы с вами все-таки ходим на те концерты, на которые хотим ходить. Поэтому желающему услышать «Мальчик хочет в Тамбов» – направо. А нам- на север (« …и  чертыхаюсь я каждый день, что держит дома меня холера, а может, дело, а может, лень»-  всплыла цитата) Успехов Вам и удовольствия Вашим ушам!


                                                                                  Н.Болтянская