Главная
Новости
Звук
Впечатления
Ссылки
Гостевая книга
О сайте


Интернет-магазин "Озон"

Жемчужина в каждой ракушке или двадцать капель на стаканчик ностальгии


Когда-то, как известно, и снег был белее, и вода мокрее. Именно поэтому, наверное, из всего многообразия авторской песни нам всегда милее были старые добрые песни конца шестидесятых - песни нашей студенческой молодости. К авторам следующего поколения относились мы с какой-то настороженностью - мол, им-то почем знать! Вот именно то, следующее поколение и дало много очень и очень популярных имен. Среди них, наверное, самый яркий, точнее, самая  яркая представительница этого жанра - журналист, ведущая радиостанции "Эхо Москвы", писатель, автор песен, стихов, эссе - Нателла Болтянская. Именно ей суждено было возродить авторскую песню в том виде, в каком она существовала тогда, в шестидесятые годы. Именно она, Нателла, по меткому выражению Людмилы Лукиной, вернула авторскую песню на кухню. Если вспомнить старину Аристотеля, то мы вполне можем сказать, что Нателла возродила интелехию, т.е. суть авторской песни как альтернативу песне официальной, одобренной на всеx уровнях, а так же интеллектуальную отдушину, убежище от заполонившей эфир попсы.
Еще в школьные годы спела Нателла одноклассникам песни Александра Галича. Потом oна провела "политинформацию" по свежему выпуску "Голоса Америки" на тему: "Советская власть, как и любая другая, имеет свои недостатки". Всего-то. Дело было в конце семидесятых, когда вольнодумство не приветствовалось. Скандал, правда, замяли. Папа, поднаторевший в научных дискуссиях (Савелий Киперман, доктор химических наук, академик) вполне резонно спросил классную руководительницу: "Что же вы ее не переубедили?".
В студенческие годы в Менделеевском институте на Нателлу "настучали" за песню об оловянном солдатике, который “не спрашивает, для кого ему кричать ура”. Потом были концерты, где Нателла пела и свои, и чужие песни. Хорошо известна история о том, как она спела песню  "Баллада об историческом недосыпе". Cлова из этой песни: "Какая сука разбудила Ленина, / Кому мешало, что ребенок спит" очень сильно расcтроили случайно оказавшееся в зале обкомовское начальство, что навлекло неприятности на головы организаторов концерта.
С той поры и по сей день поет она теперь уже свои песни о событиях недавнего и давнего прошлого: библейскиx сказанияx и средниx векаx, гражданской войне и расстреле поляками  евреев, событиях в Праге и Будапеште, о Михоэлсе и Мадельштаме, o “первoм   кровавoм предупреждении нового российского времени” - событиях в Вильнюсе и Тбилиси, трагедии Беслана и  даже ( страшно подумать!) - о Верховном Главнокомадующем: “Вот, хотела написать про любовь … а вышло про президента”:
Он нами же рожденный и вскормленный дракон,
Который не дождется Ланселота
Ком стоит в горле, когда слушаешь ее “Бабий Яр", а каково ей петь эту песню? Нателла как-то сказала, что петь "Бабий Яр" она может только перед перерывом, ибо эмоциональный накал этой оборванной пулей на полуслове песни невероятен!
Старинная немецкая легенда о  крысолове, который, играя на дудочке, увел из города всех детей, послужила основой песни о детях Беслана - наверное, так прочуствовать эту трагедию, принять чужую беду как свою, дано далеко не каждому...

Город спит. Как будто бы  в темноте
Руки-улицы распластал.
Крысолов,  давай,  уводи детей,
Пока день  беды не настал.
Пока  боли нет. Пока дремлет зло,
Пока новый день впереди.
Пока спит отчаянье, Крысолов,
Уводи детей, уводи!

Кому из нас не знакомо чувство досады - купил новый диск, а там едва ли половина песен новых, а все остальное  на других дисках уже есть. У Нателлы такого нет. Каждый ее диск - это спектакль, со своими законами композиции, завязкой, кульминацией и развязкой! Ни добавить, ни убавить! Как заметила Валерия Новодворская, в названиях дисков Болтянской есть закономерность. Первый диск назывался «Предупреждение»:

 Что найдут комитет покрепче
И названье поблагозвучней.
Что повеет знакомым ветром,
Красным ливнем полвека смоет
И отбросит нас к стилю ретро
И к фасону тридцать седьмого.

Это было написано в 1991-м, а сейчас, как мы знаем, этот самый "комитет покрепче" уже прочно засел во всех властных структурах и  "фасоны тридцать седьмого" постепенно входят в моду. Предупреждению не вняли, случилась «Реставрация»  (название второго диска):

И снова, в который раз,
Овечья спадает шкура,
И волчий голодный глаз
Мигает в прицеле хмуро.

Реставрацию тоже проспали, и вот теперь – “Спящие”. На обложке этого диска - репродукция картины Гойи «Сон разума рождает чудовищ», что далеко не просто символично. Собственно, все то, что поет Нателла - сомнение в светлом будущем, беспокойство о сегодняшнем, ворошение прошлого - это о том, что сон разума пораждает чудовищ:

Засыпает страна, засыпает,
...
Навалилась тяжелая одурь:
Люди спят: но глаза их открыты.
...
Им прикажут налево-направо,
Убаюкают мерным "во здравье":
Как легко стало править державой
В полусонной бормочущей яви!
 
В одном интервью Нателла упомянула, что в поездках по миру она выступает как мамин посол, встречаясь с ее друзьями . Так появилось короткое стихотворение:

Тетю Риту с тетей Инной сбереги мне,
Боже правый, не пойди на произвол!
Двадцать капель на стаканчик ностальгии.
Я везу в Чикаго русский валидол.

Какая блестящая метафара - русский валидол, как лекарство от ностальгии! Везет она с собой капли - песни, капли - рассказы о жизни, капли - эмоции, капли - свой талант. Вот это ее лекарство, как ничто другое, помoгает нам, людям русской культуры, думающим по-русски, восполнить тот недостаток духовной пищи, без которой жизнь наша, такая благополучная и сытая, все-таки ущербна.
Концерты Нателлы - это не только песни, это еще и разговор, ответы на вопросы. Ах, какой она собеседник! Мы то знаем, - мы имели удовольствие принимать Нателлу и ее мужа Алексея у себя в доме. Сидели допоздна на веранде и говорили, говорили... Ах, какой она собеседник!
Два года назад Нателла дала, без всякого преувелечения, блестящий концерт здесь, в Сакраменто. Разве лишь то, что диски все были раскуплены задолго до того, как Нателла приехала в Сакраменто, омрачало настроение зрителей.
Она так и живет, как пишет, говорит и поет - стремительно и бесстрашно, хотя нам за нее очень даже страшно. “Я свободный художник в стране, что не знает свободы…”, говорит она устами своего героя.
     Есть одна особенность, которая отличает Нателлу Болтянскую от всех остальныx бардов. Даже у самых именитых авторов, корифеев жанра, наряду с песнями, ставшими классикой, есть и песенки-пустячки, а порой и откровенно слабые. У Нателлы таких песенок нет. Просто нет. Каждая ее песня - это спектакль, драма, человеческая трагедия. У нее в каждой ракушке есть жемчужина.
Авторы статьи София и Владимир Меркуловичи

София и Владимир Меркуловичи